Строительство системы транспортно-пересадочных узлов сегодня является одним из основных векторов развития столичной системы общественного транспорта. По данным Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, на текущий момент в работе находятся 134 капитальных ТПУ. Около 40% из них будут построены за счет городского бюджета, для возведения остальных планируется привлечение инвесторов.
Современный ТПУ – это важный элемент комфортной городской инфраструктуры, не только транспортной, но и социальной. Подобные объекты предполагают объединение метро, МЦК, электричек и наземного транспорта в единую сеть, а смена способа передвижения и маршрута будет осуществляться в рамках одного здания (по принципу «сухие ноги» – пересадка без необходимости выхода на улицу). В этом же здании (или комплексе зданий) разместятся торговые площади, предприятия сферы услуг, рестораны и кафе, развлекательные объекты, а также жилье и апартаменты. Всей этой инфраструктурой смогут пользоваться не только транзитные пассажиры, но и жители ближайших домов. Таким образом, ТПУ будут выполнять не только утилитарную функцию пересадки пассажиров, но и станут важными социальными центрами прилегающих районов.
По оценке специалистов компании «Метриум», на сегодняшний день рядом с проектируемыми и строящимися столичными транспортно-пересадочными узлами возводится 19 жилых и апартаментных комплексов. При этом в данном случае в выборку попали исключительно те проекты, которые вплотную примыкают к будущим ТПУ. Данные проекты относятся почти ко всем ценовым сегментам – от массового до элитного класса. Они расположены в семи столичных округах, в том числе по 5 в СВАО и САО, 3 в ЗАО, по 2 в ЦАО и ЮАО, по одному в ЮВАО и Новой Москве.
В ходе исследования эксперты «Метриум» изучили динамику цен в новостройках рядом с ТПУ и пришли к выводу, что эти проекты дорожают значительно быстрее рынка. Аналитики сравнили стоимость квадратного метра в начале реализации проектов с текущими показателями, а также среднерыночные цены на момент старта и сегодня.
Лучшие результаты показал жилой комплекс комфорт-класса «Мещерский лес». Здесь положительная динамика с момента старта продаж (3 квартал 2015 года) составила 41,7%. При этом в данном проекте в настоящий момент реализуются корпуса на начальном этапе, поэтому у аналитиков была возможность сравнить показатели на одинаковой стадии строительной готовности. Динамика составила 35,1%. Между тем, в среднем по первичному рынку массового сегмента «старой» Москвы за три года прирост в цене составил всего 4%.
Второе место занял комплекс апартаментов Neva Towers, вышедший на рынок в III квартале 2016 года. За два года средняя стоимость «квадрата» в проекте увеличилась на 38,6%. В среднем же по сегменту элитных апартаментов было зафиксировано снижение средней цены квадратного метра на 2,6%.
Замыкает первую тройку ЖК «Лесопарковый», вышедший на рынок во IV квартале 2017 года. С того момента средняя стоимость квадратного метра по проекту выросла на 28,2%, в то время как в среднем по массовому сегменту за этот же период было зафиксировано увеличение средних ценовых показателей только на 4,4%.
В первую десятку проектов рядом с ТПУ, продемонстрировавших самую высокую динамику роста цен, попали жилые комплексы «Селигер Сити» (+26% по проекту/+6,1% по сегменту), «Life-Ботанический сад» (+25,9% /+5,2%), Квартал Jazz (+21,1%/+3,1%), «Саларьево Парк» (+18,5% по всему проекту, +19,6% по корпусам в начальной стадии/+7%), «Парк Легенд» (+15,8%/-1,4%), Headliner (+15,5%/-2,2%) и «Династия» (+14,9%/-2,2%).
Новостройки рядом с ТПУ с самой высокой ценовой динамикой
Проект |
ТПУ |
Класс/статус |
Старт продаж |
Ср. стоимость кв. м на старте (тыс. руб.) |
Ср. стоимость кв. м по итогам 3 квартала (тыс. руб.) |
Динамика по проекту |
Динамика по сегменту |
Мещерский лес |
Терешково |
Комфорт/ квартиры |
3 кв. 15 |
100 |
141,7 |
+41,7% |
+4% |
Neva Towers |
Сити |
Элит/ апартаменты |
3 кв. 16 |
351 |
486,4 |
+38,6% |
-2,6% |
Лесопарковый |
Лесопарковый |
Комфорт/ квартиры |
4 кв. 17 |
114,8 |
147,2 |
+28,2% |
+4,4% |
Селигер Сити |
Селигерская |
Комфорт/ квартиры |
2 кв. 17 |
146,9 |
185,1 |
+26% |
+6,1% |
Life-Ботанический сад |
Ботанический сад |
Комфорт/ квартиры |
3 кв. 15 |
198 |
249,2 |
+25,9% |
+5,2% |
Квартал Jazz |
Марьина Роща |
Премиум/ квартиры |
4 кв. 16 |
250,3 |
303 |
+21,1% |
+3,1% |
Саларьево Парк |
Саларьево |
Комфорт/ квартиры |
4 кв. 16 |
100,6 |
119,2 |
+21,4% |
+7% |
Парк Легенд |
ЗИЛ |
Комфорт/ квартиры |
2 кв. 15 |
155,3 |
179,3 |
+15,8% |
-1,4% |
Headliner |
Шелепиха |
Бизнес/ квартиры |
1 кв. 17 |
217,9 |
251,7 |
+15,5% |
-2,2% |
Династия |
Хорошевская |
Бизнес/ квартиры |
1 кв. 17 |
213,4 |
245,3 |
+14,9% |
-2,2% |
Источник: «Метриум»
Аналитики «Метриум» отмечают, что в ближайшие несколько лет на рынок будет выходить все больше жилых проектов в составе ТПУ и рядом с ними. В частности, в третьем квартале 2018 года стартовали продажи в трех жилых комплексах, непосредственно примыкающих к транспортно-пересадочным узлам. Учитывая высокую динамику роста цен в новостройках у ТПУ, данные проекты могут рассматриваться как выгодное вложение средств.
На начальном этапе строительства цены стартуют от 5,22 млн рублей. Такой уровень зафиксирован в ЖК «Дмитриевский» в составе ТПУ «Улица Дмитриевского». При этом данный проект расположен за пределами МКАД. А внутри Московской кольцевой автодороги минимумы составляют 6 млн рублей в ЖК D1 (ТПУ «Дмитровская») и 5,22 млн рублей в ЖК Discovery Park (ТПУ «Ховрино»).
ЖК рядом с ТПУ, вышедшие на рынок в III квартале 2018 года
ЖК |
ТПУ |
Класс |
РВЭ |
Min стоимость квартиры (млн руб.) |
Min площадь квартиры (кв. м) |
«Дмитриевский» |
«Улица Дмитриевского» |
Комфорт |
1 кв. 2019 |
5,22 |
37,58 |
D1 |
«Дмитровская» |
Бизнес |
1 кв. 2021 |
6,00 |
28,4 |
Discovery Park |
«Ховрино» |
Комфорт |
1 кв. 2021 |
5,22 |
38,49 |
Источник: «Метриум»
«Для многих городов мира ТПУ уже давно стали привычной реальностью, – говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум», участник партнерской сети CBRE. – В Японии, Сингапуре и Китае, где в крупнейших городах количество жителей и трафик сопоставимы с московскими, практически каждая станция метро представляет собой полноценный инфраструктурой комплекс. ТПУ удобны не только для комфортного перемещения по городу, они обеспечивают жителей прилегающих районов необходимой инфраструктурой в шаговой доступности. Естественно, как и любые другие инфраструктурные объекты, ТПУ дают прибавочную стоимость расположенным рядом объектам недвижимости. Кроме того, инвестиционная привлекательность растет и за счет возможности выгодно сдавать квартиры и апартаменты в аренду: так же, как и недвижимость рядом с метро, жилье по соседству с крупным пересадочным хабом будет востребовано у арендаторов».
недвижимость, новостройки