Connect with us

Hi, what are you looking for?

Новости

Пик субаренды пройден

Пик субаренды пройден

Пик субаренды пройден

По данным компании IBC Real Estate на конец февраля 2023 года объем офисных площадей в Москве, предлагаемых в субаренду, сократился до 89 тыс. кв. м. Для сравнения, в сентябре 2022 года на рынке макетировалось около 230 тыс. кв. м подобного предложения, что в 2,5 раза выше текущего значения.

«Спецификой кризиса 2022 года стал уход международных компаний и, как следствие, рост предложений субаренды. Пик выхода площадей мы наблюдали в начале осени, однако, не найдя претендентов на площади быстро, значительная часть предложений трансформировалась к концу года в предложения прямой арены, – комментирует Екатерина Космарская, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate. – В наследство от «уходящих» зарубежных компаний на рынок вышли площади с дизайнерским ремонтом, функциональным зонированием, высококачественной отделкой дорогими природными материалами и мебелью».

В субаренду предлагаются не только офисные площади от иностранных арендаторов, но и от крупных российских холдингов. Среди крупнейших лотов на рынке субаренды можно отметить: офис от компании «Озон» в БЦ «Искра-Парк» (15 700 кв. м), от VK Group в БЦ «Алкон II» (8 950 кв. м), от Huawei в БЦ «Крылатские Холмы» (6 660 кв. м), от «Б1» (бывш. E&Y) в БЦ «Аврора» (6 040 кв. м).

При этом спрос на предложение субаренды в 2022 году характеризовался как достаточно сдержанный. Влияние оказывала высокая конкуренция, как со стороны прямой аренды, так и со стороны гибких офисных пространств. Объем сделок субаренды по итогам 2022 года составил всего 23 тыс. кв. м, в то время как объем сделок прямой аренды в классических офисах – 880 тыс. кв. м.

Аналитика

Средний размер блока, предлагаемый в субаренду, составил 1 900 кв. м. Средний размер сделки новой аренды – 1 166 кв. м, сократившись по сравнению с аналогичным периодом годом ранее на 27%. Поэтому арендаторы вынуждены либо делить свои «свободные» площади для размещения между несколькими компаниями, либо, зачастую длительное время, ждать арендатора, которому подойдет предлагаемый блок.
«Ситуация со спросом в целом непростая. В случае, когда арендатор предлагает площади на более выгодных коммерческих условиях в сравнении с прямой арендой, шансы быстрой пересдачи офисных блоков значительно увеличиваются. Если же компания не готова давать дисконт, и ставки аренды сопоставимы с предложением от собственника, то срок экспонирования данных блоков значительно увеличиваются. Учитывая, что в текущих рыночных условиях за арендатора конкурируют классические и сервисные офисы, предложение субаренды будет проигрывать, – комментирует Екатерина Белова, руководитель департамента по работе с офисными помещениями компании IBC Real Estate. – В этом году мы продолжим наблюдать выход на рынок интересных предложений субаренды, поскольку многие компании будут находиться в стадии оптимизации своих затрат, и как следствие в поиске решений, чтобы покрыть издержки на аренду больших площадей».

недвижимость, аренда